четверг, 14 октября 2010 г.

Как использовать знания о глобальных трендах при создании текстов

На днях прочитал статью, в которой социологи компании «Радость понимания» изложили суть проведенного ими исследования.

 «Целью исследования было установить масштабные тенденции (тренды), которые необратимо меняют облик российского общества. Как выяснили социологи из компании «Радость понимания», мы теряем простые навыки — счета и письма, перестаем воспринимать сложную информацию и все менее успешно выстраиваем близкие отношения.

Исследователи обозначили семь главных трендов, которые уже изменили и продолжают менять российское общество: «дифференциация», «специализация», «рационализация», «индивидуализация», «абстрагирование», «рефлексивность» и «расколдовывание».

Таково их действие в целом. Подробно описывать их влияние на поведение личности, изменение ее ценностей и способов коммуникации с миром и людьми не вижу смысла. Я остановлюсь на тех моментах, которые заинтересовали меня как копирайтера. Как использовать знания об изменениях общественной жизни, чтобы писать хорошие тексты. 

1.    Действие «дифференциаци» и «специализации» приводит к тому, что мы утрачиваем способность воспринимать сложную информацию в большом объеме. Многие навыки, в том числе и навык письма утрачиваются. Разнообразие жизни и потребностей растет, а с ним растет и количество узких профессионалов. Как следствие люди отдают все больше своих профессиональных и бытовых потребностей на аутсорсинг. Что ж, эта тенденция не может не радовать. Значит, я как фрилансер буду все больше загружен работой. 

2.    Потеря многих простых навыков (говорят, многие уже не умеют гладить) почти лишила человека умения определять качество товара без подсказки бренда. И это касается не только выбора ботинок в магазине. Подсказки бренда мы ждем и когда хотим заказать тексты у копирайтера.

Как ведет себя заказчик: он изучает сайт и портфолио, ищет отзывы, читает блог или профиль в «Моем мире» или «Вконтакте». Он ищет подсказки – можно или нельзя доверять этому исполнителю. Роль бренда выполняет имя копирайтера. Вывод: чтобы выжить и процветать на фрилансе, нужно расручивать свой бренд.

3.    Утраченный навык работы со сложной информацией потребует умения писать просто, доступно и убедительно. Авторитетное слово в тандеме с силой бренда они будут воспринимать как истину.  Проще говоря, людьми становится легче манипулировать с помощью текста. 

4.    Тренду «рационализация» мы обязаны развитием снек-культуры. Т.е. потребление явлений общественной, культурной и повседневной жизни в упрощенном формате. «Вы можете спускаться по эскалатору, читая статью, если занимаетесь спортом — слушаете что-то в наушниках или смотрите новости, стараетесь купить туалетную бумагу, которая подходит по цветовой гамме к ванной комнате, а так же приятно пахнет». Знакомо? Очень. 

Как следствие снек-культуры сокращается активный словарный запас. Мы общаемся СМС’ками, плодим сокращения и вульгаризмы. Человеку уже не под силу воспринимать текст, если он не умещается в один экран.  Следовательно, длинные тексты и статьи не будут читаться. Писать надо будет так, чтобы читалось за один вдох, легко и завлекательно.

5.     «Развитие снек-культуры не остановится. Скорость подачи информации будет только увеличиваться, равно как и количество информации, не исчезнет потребность в ее сжатии: вы будете хотеть, чтобы все было короче, понятней, меньше, удобней для легкого, доступного и необременительного потребления». Это требование времени приведет нас к необходимости постоянного упрощения. 

Однако ведь есть вещи, которые не изложить в двух словах или одной картинкой.  Чтобы избежать примитивизации, нужно научиться писать сложные вещи понятным языком. Понимание – не дело одной только аудитории, но и ответственность автора. Хотя потребность в сжатие информации сохранится. Тексты должны быть короче, меньше понятней, удобнее и приятнее для необременительного чтения.

6.    Развитие снек-культуры порождает дефицит времени и внимания. Человек разучился оказывать внимание и страдает от того, что недополучает ее от других.  Мы страшно страдаем еще и от того, что не в состоянии испытывать внимание даже к самому себе.  Если вернуться к текстам, то читатели будут все больше ценить внимание, искренний диалог и интерес к их реальной повседневности. 

Как считают исследователи, в рекламе влияние потребительского инсайта может    стать слабее, чем влияние повседневного контекста.  Хороший рекламный текст должен учитывать знание жизни человека, «быть свидетелем солидарности» с ней.  Человек должен видеть свое отражение в тексте, даже если не согласен с его идеей.  

Итог:  Не нужно игнорировать эти тренды. Все, что мы знаем, не должно ставить нас в ступор, не должно нас парализовать. Мы должны это учитывать и писать соответствующим образом. Не на основании личных пристрастий, уровня культуры или образования, а на базе знаний о жизни той аудитории, для которой мы пишем. В этом успех и эффективность текста с точки зрения продаж. Люди всегда остаются людьми, даже, когда совершают покупки и читают наши продающие тексты. Поэтому и писать для них нужно просто искренне и по-человечески.

Комментариев нет: